VII. Совершенствование подготовки спортсменов
высокого класса
и спортивного резерва для повышения
конкурентоспособности российского спорта на международной
спортивной арене. Усиление мер социальной защиты
спортсменов и тренеров
7.1. Основные направления:
развитие детско-юношеского спорта,
системы отбора и подготовки спортивного резерва;
развитие студенческого спорта;
совершенствование системы развития спорта
высших достижений;
усиление мер социальной защиты
спортсменов и тренеров;
укрепление международных спортивных
связей.
7.2. Комплекс мер:
модернизация системы развития
детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, включая
совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирование
тренерско-преподавательского состава;
развитие федеральных учреждений
спортивной подготовки;
стимулирование развития системы
дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание
детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и
взрослых;
проведение научных исследований,
разработок в области теоретико-методических и медико-биологических основ
системы подготовки спортивного резерва;
совершенствование
системы проведения всероссийских соревнований среди школьных команд по
различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к
занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом высших
достижений;
разработка
и внедрение системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов
на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического
развития и оценки состояния здоровья;
введение учреждений образования
школ-интернатов спортивной направленности и центров образования спортивной
направленности;
разработка требований к организации
специализированных классов по видам спорта с углубленным учебно-тренировочным
процессом, с учетом их наполняемости по видам спорта и возраста обучающихся;
разработка
предложений по созданию в субъектах Российской Федерации региональных центров
спортивной подготовки (спортивного резерва);
реализация мер по развитию в спортивных
школах зимних паралимпийских видов спорта;
разработка требований
к организации детско-юношеских спортивных школ и специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва с учетом современных требований к
подготовке спортсменов высокого класса;
разработка
учебно-тренировочных программ спортивных школ по видам спорта с учетом современных
спортивных технологий.
7.2.1. Для повышения
конкурентоспособности российского спорта на международной арене, развития
студенческого спорта, совершенствования спорта высших достижений необходимо:
модернизировать
систему подготовки спортсменов высокого класса, включая совершенствование
системы управления процессом подготовки спортсменов высокого класса;
разработать
перспективные научно-методические и медико-биологические технологии,
направленные на совершенствование содержания и структуры тренировочного
процесса спортсменов высокого класса;
разработать программу развития
олимпийских (паралимпийских и сурдлимпийских) видов спорта до 2020 года;
внедрять инновационные
технологии подготовки спортсменов, включая медицинское обеспечение, в том числе
лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создать федеральные и региональные
центры спортивной подготовки для спортивных сборных команд, в первую очередь по
летним и зимним олимпийским видам спорта, в которых разыгрывается наибольшее
количество комплектов медалей, и по циклическим видам спорта в условиях
среднегорья;
создать систему
государственного заказа по подготовке спортсменов - кандидатов в
состав основных спортивных сборных команд страны по видам спорта, а также
заключение соглашений с субъектами Российской Федерации о целевой подготовке
спортсменов - членов спортивных сборных команд страны с учетом
приоритетных направлений развития спорта высших достижений в субъектах
Российской Федерации;
развивать молодежные общественные
организации в сфере физической культуры и спорта;
принять меры по развитию студенческого
спорта в Российской Федерации, включая создание спортивных клубов и оказание
информационной поддержки развитию студенческого спорта в Российской Федерации;
проводить раз в два года
Всероссийские Универсиады по зимним и летним видам спорта;
создать на базе высших учебных заведений
физической культуры и спорта центры
спортивной подготовки сборных команд, в первую очередь по олимпийским видам
спорта;
создать экспериментальные спортивные
команды по циклическим видам спорта, включенным в программу игр Олимпиады;
создать резервные спортивные сборные
команды по всем олимпийским зимним видам спорта для целенаправленной подготовки
к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи, провести
отбор молодых спортсменов в спортивные команды, разработать для них
индивидуальные целевые программы подготовки, создать оперативную систему
контроля и анализа эффективности тренировочного процесса;
обеспечить научно-методическое и
медицинское сопровождение спортсменов резервных спортивных команд, а также
обеспечить их спортивным инвентарем и экипировкой;
разработать систему мер государственной
поддержки развития олимпийских видов спорта с низкой самоокупаемостью, в том
числе легкой атлетики, гребли, фехтования;
создать систему стажировки ведущих
тренеров из регионов в спортивных сборных командах России по видам спорта;
создать систему непрерывного
образования, включая подготовку и повышение квалификации тренерского состава,
специалистов спортивной медицины, спортивных судей, работающих в спортивных
сборных командах России;
разработать систему мер по усилению
ответственности лиц, применяющих запрещенные средства и методы в спорте;
разработать систему мер по социальной
защите спортсменов и тренеров, в том числе путем усиления адресности социальной
помощи выдающимся российским спортсменам;
разработать предложения о медицинском
страховании спортсменов - членов спортивных сборных команд России;
содействовать развитию практики
благотворительной деятельности граждан и организаций.
7.2.2. Для решения задач в области
международной спортивной политики необходимо:
реализовать программу действий по
увеличению представительства Российской Федерации в международных спортивных
организациях;
расширить сотрудничество с
международными спортивными организациями по основным направлениям развития
физической культуры и спорта;
развивать связи и укреплять позиции в
европейских спортивных организациях, расширять связи и сотрудничество с
азиатскими спортивными организациями, а также обеспечить развитие связей со
спортивными организациями других стран;
укреплять связи и углублять
сотрудничество со спортивными организациями стран СНГ, Балтии, Союзного
государства;
развивать сотрудничество с
международными спортивными организациями, объединяющими граждан с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов;
поддерживать развитие спортивных
контактов и связей регионов и муниципальных образований России с регионами и
муниципальными образованиями зарубежных стран;
развивать сотрудничество с зарубежными спортивными
организациями и организациями спортивного шоу-бизнеса;
проводить в Российской Федерации
чемпионаты мира и Европы по наиболее популярным видам спорта, а также
комплексные международные спортивные мероприятия, включая Олимпийские игры;
привлекать ведущих зарубежных тренеров
для работы с российскими спортивными командами, в первую очередь в видах
спорта, не имеющих на протяжении длительного времени высоких спортивных
достижений на международном уровне;
осуществлять меры по защите интересов
российского спорта и спортсменов на международной арене.
7.3. Ожидаемые результаты:
На первом этапе:
увеличение до 30 % доли лиц, занимающихся
в специализированных спортивных учреждениях, от общей численности детей
6 - 15 лет;
увеличение числа лиц, занимающихся в спортивных
школах на этапах подготовки по зимним видам спорта, до 380 тыс. человек;
завоевание спортивной сборной командой
России на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года
в г. Сочи первого места в неофициальном общекомандном зачете;
завоевание студенческой спортивной
сборной командой России на XXVII Всемирной универсиаде 2013 года
в г. Казани первого места в неофициальном общекомандном зачете.
На втором этапе:
увеличение до 40 % доли лиц, занимающихся
в специализированных спортивных учреждениях, от общей численности детей
6 - 15 лет;
увеличение числа лиц, занимающихся в
спортивных школах на этапах подготовки по зимним видам спорта, до 430 тыс.
человек;
обеспечение успешного выступления
спортивной сборной команды на летних и зимних Паралимпийских играх;
обеспечение вхождения в тройку призеров
спортивных сборных команд страны на Играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх
в неофициальном общекомандном зачете;
увеличение российского представительства
в рабочих и руководящих органах международных спортивных федераций
и организаций;
обеспечение необходимой
защиты прав и интересов российского спорта и спортсменов в международном
спортивном движении.
VIII. Развитие организационно-управленческого,
кадрового,
научно-методического, медико-биологического и
антидопингового
обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
8.1. Основные направления:
совершенствование системы управления
сферой физической культуры и спорта на всех уровнях;
улучшение кадрового обеспечения
физической культуры и спорта;
создание научно-методической базы,
повышение эффективности медико-биологического и антидопингового обеспечения
физической культуры и спорта.
8.2. Комплекс мер:
совершенствование взаимодействия
федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и
спорта с другими субъектами физической культуры и спорта;
внедрение
системы показателей оценки эффективности деятельности различных организаций по
развитию физической культуры и спорта и использования спортивных объектов;
совершенствование
управления сферой физической культуры и спорта на региональном и муниципальном
уровнях;
разработка
программы информатизации сферы физической культуры и спорта и организация
работы по ее внедрению;
разработка рекомендаций
по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в области физической культуры и спорта.
8.2.1. Для
решения задач кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта
необходимо:
сформировать
государственный заказ на подготовку специалистов в области физической культуры и
спорта;
совершенствовать перечень специальностей
и направлений профессиональной подготовки в соответствии с запросами сферы
физической культуры и спорта;
оптимизировать структуру сети
образовательных учреждений сферы физической культуры и спорта, в том числе на
основе создания современных университетских комплексов;
совершенствовать систему повышения
квалификации специалистов в области физической культуры и спорта,
профессиональной переподготовки с использованием современных средств и методов;
организовать подготовку
квалифицированных специалистов по адаптивному спорту;
организовать проведение Всероссийского
конкурса на лучшего преподавателя физической культуры, тренера, спортсмена,
спортивного врача;
сформировать многоуровневую систему
непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;
разработать систему мер по подготовке
кадров обслуживающего и технического персонала, а также персонала по подготовке
и проведению спортивных мероприятий разного уровня, в том числе учитывая
проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр
2014 года в г. Сочи и XXVII Всемирной летней универсиады
2013 года в Казани;
разработать меры по подготовке
волонтеров для улучшения кадрового обеспечения развития физической культуры и
спорта.
8.2.2. Для развития
научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения
физической культуры и спорта необходимо:
принять меры по активизации научных исследований
в области физической культуры и спорта и совместно с Российской академией
наук обеспечить координацию этих исследований;
обеспечить участие российских ученых в
международных научных и образовательных программах по физической культуре и
спорту;
разработать эффективные
физкультурно-оздоровительные системы, средства и методы, направленные на
укрепление здоровья различных категорий и групп населения, повышение и
продление работоспособности и социальной активности трудящихся и пенсионеров, а
также социальной и физической адаптации лиц с ограниченным здоровьем и
инвалидов;
обеспечить разработку и внедрение
эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизацию системы
научно-методического, медико-биологического, психологического и педагогического
обеспечения спортивных сборных команд страны и спортивного резерва;
обеспечить соответствие подготовки
научных кадров высшей квалификации потребностям науки в сфере физической
культуры и спорта;
повысить роль врачебно-физкультурных
диспансеров в оценке состояния здоровья спортсменов, их способностей и
возможностей;
оптимизировать систему медико-биологического
обеспечения спортсменов сборных команд и спортивного резерва;
создать современные научные центры для
научно-методического обеспечения спортивных сборных команд страны;
разработать комплекс мер по улучшению
антидопингового обеспечения развития спорта высших достижений и подготовки
спортивного резерва;
разработать и внедрить систему обучения
и аттестации тренеров и врачей олимпийских и паралимпийских спортивных сборных
команд России и команд субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия
применению допинга;
усилить ответственность спортсменов,
тренеров и медицинских работников за использование допинговых средств и методов
в спорте и физической культуре;
разработать и внедрить порядок
медицинского обеспечения спортивных соревнований.
8.3. Ожидаемые результаты:
На первом этапе:
создание системы организации и
проведения спортивных и физкультурных мероприятий;
сокращение территориальной
дифференциации в обеспечении объектами физической культуры и спорта;
создание при всех учебно-тренировочных
базах олимпийской подготовки спортивных сборных команд страны
медико-восстановительных и реабилитационных центров;
доведение количества штатных
работников физической культуры и спорта до оптимального уровня, до 320 тыс. человек.
На втором этапе:
доведение количества штатных
работников физической культуры и спорта до оптимального уровня, до 360 тыс. человек;
увеличение до 70 % доли работников
сферы физической культуры и спорта, имеющих высшее профессиональное
образование;
функционирование системы подготовки
специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых
квалификационных требований.
IX. Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта
и совершенствование финансового обеспечения
физкультурно-спортивной деятельности
9.1. Основные направления:
разработка мер по обеспечению
инновационного характера создания и развития инфраструктуры сферы физической
культуры и спорта;
определение показателей эффективности
использования объектов спорта;
улучшение оснащения
объектов спорта необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий
физической культурой и спортом;
модернизация предприятий, производящих
товары для занятия физической культурой и спортом;
разработка комплекса мер по развитию
малого предпринимательства и частно-государственного партнерства в сфере
физической культуры и спорта;
развитие баз подготовки спортсменов
высокого класса, включая спортсменов паралимпийцев и сурдлимпийцев;
разработка отраслевых нормативов
финансирования физической культуры и спорта;
совершенствование
системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта.
9.2. Комплекс мер:
улучшение материально-технического
обеспечения организаций физической культуры и спорта;
развитие системы оценки эффективности
деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на
основе показателей, характеризующих развитие инфраструктуры физической культуры
и спорта;
разработка и реализация инвестиционных
программ в сфере физической культуры и спорта в условиях современной рыночной
экономики;
разработка технических регламентов,
национальных стандартов и свода правил по проектированию и строительству
объектов спорта, а также правил сертификации
услуг и продукции;
введение Всероссийского реестра объектов
спорта (спортивные залы, плоскостные спортивные сооружения, плавательные
бассейны) всех видов собственности;
разработка нормативов
материально-технического оснащения занятий по физической культуре в
образовательных учреждениях и учета их при определении новых лицензионных и
аккредитационных требований;
развитие
лизинга спортивного оборудования, инвентаря и соответствующих материалов.
9.2.1. Для улучшения финансового
обеспечения физической культуры и спорта необходимо:
предусмотреть в бюджетном
законодательстве выделение самостоятельного раздела "Физическая культура и
спорт";
создать национальный бренд спортивной
одежды и инвентаря.
9.3. Ожидаемые результаты:
На первом этапе:
внедрение типовых проектов объектов
спорта на пришкольной территории и типовых проектов универсальных спортивных и
специализированных плоскостных сооружений в микрорайонах, парках, зонах отдыха;
внедрение новой системы оплаты труда
тренеров, инструкторов, преподавателей физической культуры и медицинских
работников, занятых в сфере физической культуры и спорта, с учетом
результативности их деятельности;
использование нормативов подушевого
финансирования физической культуры и спорта с учетом местных и
социально-экономических особенностей субъектов Российской Федерации и объемов
необходимой двигательной активности различных категорий и групп населения;
введение в рамках реализации Федеральной
целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006 - 2015 годы" 10 региональных
тренировочных центров,
6 федеральных тренировочных центров, 5 баз олимпийской подготовки и 20
федеральных объектов в учебных заведениях, подведомственных Минспорттуризму
России.
На втором этапе:
продление действия Федеральной целевой
программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на
2006 - 2015 годы" и ее подпрограммы "Развитие футбола
в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" до
2020 года;
создание Всероссийского реестра объектов
спорта;
обеспечение образовательных учреждений
объектами спорта, необходимыми для организации и проведения физкультурных и
спортивных мероприятий и учебных занятий.