Координационный совет по
физической культуре и спорту при администрации г. Кемерово на своем заседании
13 апреля 2011 года решил организовать семинар по обучению игре в шахматы
учителей начальных классов с целью открытия в общеобразовательных школах
шахматных секций.
При поддержке управления
образования (начальник Н.А. Чернова) и управления культуры, спорта и молодежной
политики (начальник О.Ю. Карасева) 8
июня 2011 года в помещении городского шахматного клуба имени М.И. Найдова был
проведен семинар «Обучение учителей начальных классов методике преподавания
шахмат».
В нем приняли участие председатель Кемеровской городской федерации
шахмат В.И. Маслов, директор ГОУДОД «ОСДЮСШОР по шахматам» Ю.П. Скворцов,
директор городского шахматного клуба Г.М. Зенков, заведующая отделом МОУ ДПЮ «НМЦ»
С.А. Герасимова, а также 22 преподавателя из школ г. Кемерово и руководитель
физического воспитания из ПТУ № 48.
В центре внимания на семинаре
была особая значимость шахмат как средства развития образного и логического
мышления детей, внешней и внутренней дисциплины. Фундаментальной способности
планировать и мыслить.
Этому были посвящены выступления Юрия
Скворцова (он поделился опытом системной работы по обучению в областной шахматной
школе), Геннадия Зенкова (рассказал об истории развития шахмат в Кемерове, о
наших знаменитых шахматистах, а также о конкретных наработках и находках,
используемых в работе шахматного клуба с детьми) и Валерия Маслова (дал краткую
информацию о деятельности городской федерации шахмат, о выполненных планах и
дальнейшей совместной работе с шахматным клубом и ОСДЮСШОР по шахматам, а также
прочитал лекцию «Обучение игре в шахматы учителей начальных классов по методике
И.Г.Сухина»).
Педагоги-практики же рассказали о
своей основной проблеме – недостатке информации о методической литературе и
нехватке самой литературы.
Был также проведен анализ
результатов предварительно разосланной анкеты, которая помогла определить
уровень шахматной готовности, навыков обучения игре в шахматы, наличие учебной
программы и учебно-методического комплекса у каждого учителя.
После обсуждения методологии
всеобуча показали варианты решения ключевых проблем по обучению игре в шахматы:
1) преподавать шахматы в школе должны преимущественно учителя начальных
классов; 2) учебный курс должен быть научно обоснован; 3) преподавание шахмат в
школе должно иметь значимое для системы образования целеполагание; 4) учебный
предмет «Шахматы» должен быть оснащен
таким же полноценным учебно-методическим комплексом, как и основные дисциплины
школьной программы; 5)необходимо решить вопрос о приобретении для школ
комплектов шахмат, демонстрационных досок, шахматных часов; 6) преподаватели
шахмат должны проходить 72-80 –часовые курсы повышения квалификации и сдавать
после обучения зачеты; 7) шахматы должны стать таким же полноценным предметом, как математика, чтение, родной язык,
и их следует преподавать в основной сетке занятий.
Таким образом, наш семинар взял
на себя просветительскую миссию по шахматному образованию учителей, желающих
преподавать шахматы в школе.
На установочном семинаре 22 августа 2011 года совместно с преподавателями шахматного всеобуча будет
составлен план работы на 2011-2012 учебный год.
Валерий Маслов,
председатель Кемеровской
городской федерации шахмат,
газета «Кемерово» от 17.06.2011
года
.